Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г.№378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы», Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Национальном плане противодействия коррупции
на 2018 — 2020 годы

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального
закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия
коррупции на 2018 — 2020 годы.
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти,
иных федеральных государственных органов обеспечить в соответствии
с Национальным планом противодействия коррупции на
2018 — 2020 годы, утвержденным настоящим Указом (далее —
Национальный план), реализацию предусмотренных им мероприятий и
внесение до 1 сентября 2018 г. соответствующих изменений в планы
противодействия коррупции федеральных органов исполнительной
власти, иных федеральных государственных органов.
3. Рекомендовать:
а) Совету Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Счетной палате
Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации,
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обеспечить
в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им
мероприятий и внесение изменений в планы противодействия коррупции
этих федеральных государственных органов;
б) высшим должностным лицам (руководителям высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в
соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им
мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные
программы и антикоррупционные программы (планы противодействия
коррупции) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
4. Доклады о результатах исполнения пункта 3 настоящего Указа
в части, касающейся внесения изменений в региональные
антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы
противодействия коррупции), представить до 1 октября 2018 г.
5. Установить, что доклады о результатах исполнения настоящего
Указа и выполнения Национального плана (далее — доклады)
представляются:
а) Правительством Российской Федерации, федеральными органами
исполнительной власти, руководство деятельностью которых
осуществляет Президент Российской Федерации, — Президенту
Российской Федерации;
б) федеральными органами исполнительной власти, руководство
деятельностью которых осуществляет Правительство Российской
Федерации, государственными корпорациями (компаниями),
государственными внебюджетными фондами и публично-правовыми
компаниями, организациями, созданными для выполнения задач,
поставленных перед Правительством Российской Федерации, — в
Правительство Российской Федерации для подготовки сводных докладов.
Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в
течение одного месяца с установленной Национальным планом даты
представления докладов;
в) иными федеральными государственными органами и
организациями — Президенту Российской Федерации;
г) высшими должностными лицами (руководителями высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской
Федерации — полномочным представителям Президента Российской
Федерации в федеральных округах для подготовки сводных докладов.
Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в
течение одного месяца с установленной Национальным планом даты
представления докладов;
д) органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления — высшим должностным
лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной
власти) субъектов Российской Федерации для подготовки сводных
докладов. Сводные доклады представляются полномочным представителям
Президента Российской Федерации в федеральных округах в течение
одного месяца с установленной Национальным планом даты
представления докладов. Полномочные представители Президента
Российской Федерации в федеральных округах на основании сводных
докладов должностных лиц (руководителей высших исполнительных
органов государственной власти) субъектов Российской Федерации
подготавливают свои сводные доклады и представляют их Президенту
Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной
Национальным планом даты представления докладов;
е) организациями, созданными для выполнения задач,
поставленных перед федеральными органами исполнительной власти,
руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской
Федерации, — руководителям этих органов для подготовки сводных
докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской
Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным
планом даты представления докладов;
ж) организациями, созданными для выполнения задач,
поставленных перед федеральными органами исполнительной власти,
руководство деятельностью которых осуществляет Правительство
Российской Федерации, — руководителям этих органов для подготовки
сводных докладов. Сводные доклады представляются в Правительство
Российской Федерации в течение одного месяца с установленной
Национальным планом даты представления докладов. Правительство
Российской Федерации на основании сводных докладов руководителей
этих федеральных органов исполнительной власти подготавливает свои
сводные доклады и представляет их Президенту Российской Федерации в
течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты
представления докладов;
з) организациями, созданными для выполнения задач,
поставленных перед иными федеральными государственными органами, —
руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные
доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение
одного месяца с установленной Национальным планом даты
представления докладов.
6. Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по
противодействию коррупции:
а) образовать рабочую группу по мониторингу реализации
мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия
коррупции на 2018 — 2020 годы;
б) рассматривать ежегодно доклад рабочей группы, названной в
подпункте «а» настоящего пункта, о реализации за отчетный период
мероприятий, предусмотренных Национальным планом.
7. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с
реализацией настоящего Указа, осуществляется в пределах бюджетных
ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в
федеральном бюджете на руководство и управление в сфере
установленных функций.
8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В.Путин

Москва, Кремль
29 июня 2018 года
№ 378
_________________

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 29 июня 2018 г. № 378

Национальный план
противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы

Мероприятия, предусмотренные настоящим Национальным планом,
направлены на решение следующих основных задач:
совершенствование системы запретов, ограничений и требований,
установленных в целях противодействия коррупции;
обеспечение единообразного применения законодательства
Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения
эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта
интересов;
совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или
муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц;
совершенствование предусмотренных Федеральным законом от
3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов
лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в
доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не
представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные
доходы; обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера;
повышение эффективности просветительских, образовательных и
иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного
поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в
обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного
правосознания;
совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере
бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской
деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны
должностных лиц;
систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по
вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и
противоречий в правовом регулировании в области противодействия
коррупции;
повышение эффективности международного сотрудничества
Российской Федерации в области противодействия коррупции,
укрепление международного авторитета России.

I. Совершенствование системы запретов, ограничений и
требований, установленных в целях противодействия
коррупции

1. Правительству Российской Федерации:
а) до 1 октября 2018 г. разработать и утвердить:
методику оценки планов противодействия коррупции федеральных
государственных органов и эффективности реализации этих планов, а
также установить порядок определения должностных лиц федеральных
государственных органов, ответственных за разработку и реализацию
политики в области противодействия коррупции;
методику проведения социологических исследований в целях
оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации;
б) до 1 ноября 2018 г. внести в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных
законов, предусматривающих:
распространение на работников, замещающих отдельные должности
в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и
требований, установленных в целях противодействия коррупции;
совершенствование антикоррупционных стандартов для работников,
замещающих должности в государственных корпорациях (компаниях),
государственных внебюджетных фондах и публично-правовых компаниях,
организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед
федеральными государственными органами, а также введение
антикоррупционных стандартов для работников хозяйственных обществ,
учреждаемых и (или) контролируемых государственными корпорациями
(компаниями), публично-правовыми компаниями;
совершенствование мер ответственности в отношении лиц,
замещающих в порядке назначения государственные должности
Российской Федерации и государственные должности субъектов
Российской Федерации, за несоблюдение запретов, ограничений и
требований, установленных в целях противодействия коррупции;
совершенствование в целях противодействия коррупции порядка
получения подарков отдельными категориями лиц;
в) до 1 февраля 2019 г. представить предложения по внесению в
законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих
случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований,
установленных в целях противодействия коррупции, вследствие
обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением;
г) до 1 марта 2019 г. разработать критерии, согласно которым
несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в
целях противодействия коррупции, будет относиться к
правонарушениям, влекущим за собой увольнение со службы или с
работы, либо к малозначительным правонарушениям, а также
представить предложения по определению обстоятельств, смягчающих
или отягчающих ответственность за несоблюдение указанных запретов,
ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при
применении взыскания.
2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации ежегодно, до
1 марта, информировать председателя президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о
результатах деятельности, осуществляемой правоохранительными
органами, по борьбе с преступлениями коррупционной направленности.
3. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям
высших исполнительных органов государственной власти) субъектов
Российской Федерации обеспечить:
а) ежегодное проведение социологических исследований на
основании методики, утвержденной Правительством Российской
Федерации, в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской
Федерации. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представлять ежегодно, до 1 февраля;
б) повышение эффективности деятельности органов субъектов
Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных
правонарушений. Доклад о результатах исполнения настоящего
подпункта представлять ежегодно, до 1 марта;
в) рассмотрение на заседаниях комиссий по координации работы
по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации
вопроса о повышении самостоятельности органов субъектов Российской
Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в
том числе путем их преобразования в соответствии с законами
субъектов Российской Федерации в самостоятельные государственные
органы, подчиненные непосредственно высшим должностным лицам
(руководителям высших исполнительных органов государственной
власти) субъектов Российской Федерации. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 декабря 2018 г.;
г) проведение общественных обсуждений (с привлечением
экспертного сообщества) проектов планов противодействия коррупции
на 2018 — 2020 годы органов государственной власти субъектов
Российской Федерации;
д) ежегодное рассмотрение отчета о выполнении региональной
антикоррупционной программы (плана противодействия коррупции) в
субъекте Российской Федерации и до 1 февраля года, следующего за
отчетным годом, размещение такого отчета в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном
сайте высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации в разделе «Противодействие
коррупции».

II. Обеспечение единообразного применения законодательства
Российской Федерации о противодействии коррупции
в целях повышения эффективности механизмов предотвращения
и урегулирования конфликта интересов

4. Правительству Российской Федерации проводить мониторинг
реализации лицами, замещающими должности, назначение на которые и
освобождение от которых осуществляются Правительством Российской
Федерации, обязанности принимать меры по предотвращению и (или)
урегулированию конфликта интересов и в случае необходимости
предпринимать действия по совершенствованию механизмов
предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить
до 1 сентября 2020 г.
5. Правительству Российской Федерации с участием Генеральной
прокуратуры Российской Федерации и Верховного Суда Российской
Федерации до 1 октября 2018 г. рассмотреть вопрос о
целесообразности законодательного установления дополнительных мер
по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов,
принимаемых лицами, замещающими государственные должности
Российской Федерации, государственные должности субъектов
Российской Федерации, муниципальные должности, должности
государственной или муниципальной службы.
6. Правительству Российской Федерации с участием Генеральной
прокуратуры Российской Федерации:
а) рассмотреть вопрос о целесообразности введения
административной ответственности за нарушение требований
законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции,
касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до
1 ноября 2019 г.;
б) подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую
представлению лицами, претендующими на замещение должностей
государственной гражданской или муниципальной службы, изменений,
касающихся указания в ней сведений о супругах своих братьев и
сестер и о братьях и сестрах своих супругов, в целях выявления
возможного конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 марта 2019 г.
7. Рекомендовать палатам Федерального Собрания Российской
Федерации до 1 декабря 2018 г. рассмотреть вопрос об установлении и
законодательном закреплении порядка привлечения к ответственности
членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации за непринятие мер по
предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, а также
за иные нарушения требований законодательства Российской Федерации
о противодействии коррупции.
8. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации
подготовить предложения по совершенствованию порядка предотвращения
и урегулирования конфликта интересов, возникающего при исполнении
судьями своих полномочий, в том числе при рассмотрении дел с
участием граждан и юридических лиц, с которыми судья, его близкие
родственники или свойственники связаны финансовыми или иными
обязательствами.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить
до 1 июля 2019 г.
9. Генеральной прокуратуре Российской Федерации представить
Президенту Российской Федерации информацию о результатах проверок
соблюдения лицами, замещающими должности в федеральных
государственных органах, органах государственной власти субъектов
Российской Федерации и органах местного самоуправления, требований
законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции,
касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить
до 1 сентября 2020 г.
10. Министерству труда и социальной защиты Российской
Федерации до 1 августа 2018 г. разработать методические
рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных
лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию
конфликта интересов.
11. Министерству труда и социальной защиты Российской
Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации
обеспечивать каждые шесть месяцев подготовку обзора практики
применения законодательства Российской Федерации о противодействии
коррупции в части, касающейся предотвращения и урегулирования
конфликта интересов, и распространение этого обзора с соблюдением
требований законодательства Российской Федерации о государственной
и иной охраняемой законом тайне (в том числе размещение в
федеральной государственной информационной системе в области
государственной службы) среди заинтересованных федеральных
государственных органов и организаций.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 15 марта.
12. Руководителям федеральных государственных органов
обеспечить принятие мер по повышению эффективности:
а) контроля за соблюдением лицами, замещающими должности в
федеральных государственных органах, требований законодательства
Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся
предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе за
привлечением таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения;
б) кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел
государственных служащих, в том числе контроля за актуализацией
сведений, содержащихся в анкетах, представляемых в федеральные
государственные органы при поступлении на государственную службу,
об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного
конфликта интересов;
в) реализации требований законодательства Российской Федерации
о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и
урегулирования конфликта интересов, в организациях, созданных для
выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными
органами.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля. Итоговый доклад представить до 1 декабря
2020 г.
13. Высшим должностным лицам (руководителям высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской
Федерации в пределах своих полномочий обеспечить принятие мер по
повышению эффективности:
а) контроля за соблюдением лицами, замещающими государственные
должности субъектов Российской Федерации, должности государственной
гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальные
должности, требований законодательства Российской Федерации о
противодействии коррупции, касающихся предотвращения и
урегулирования конфликта интересов, в том числе за привлечением
таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения;
б) кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел лиц,
замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации
и должности государственной гражданской службы субъектов Российской
Федерации, в том числе контроля за актуализацией сведений,
содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на указанные
должности и поступлении на такую службу, об их родственниках и
свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля. Итоговый доклад представить до 1 декабря
2020 г.
14. Рекомендовать руководителям органов местного
самоуправления в пределах своих полномочий обеспечить принятие мер
по повышению эффективности:
а) контроля за соблюдением лицами, замещающими должности
муниципальной службы, требований законодательства Российской
Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и
урегулирования конфликта интересов, в том числе за привлечением
таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения;
б) кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел лиц,
замещающих муниципальные должности и должности муниципальной
службы, в том числе контроля за актуализацией сведений,
содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на указанные
должности и поступлении на такую службу, об их родственниках и
свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля. Итоговый доклад представить до 1 декабря
2020 г.

III. Совершенствование мер по противодействию коррупции
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

15. Правительству Российской Федерации с участием
заинтересованных федеральных государственных органов рассмотреть
вопросы и подготовить предложения о целесообразности:
а) уточнения условий, при которых может возникнуть конфликт
интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или
муниципальных нужд;
б) установления требования, направленного на недопущение
возникновения конфликта интересов между участником закупки и
заказчиком при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным
законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических
лиц»);
в) определения сведений, подлежащих обязательному раскрытию
должностными лицами заказчика в целях недопущения возникновения
конфликта интересов, а также порядка раскрытия таких сведений;
г) установления обязанности участника закупки представлять
заказчику информацию в целях выявления обстоятельств,
свидетельствующих о возможности возникновения конфликта интересов с
заказчиком;
д) установления обязанности участника закупки представлять
заказчику декларацию об отсутствии факта привлечения к
административной ответственности за совершение административного
правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, и обязанности
заказчика проверять соответствие участников закупки такому
требованию при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Доклад о результатах исполнения подпунктов «а» — «д»
настоящего пункта представить до 1 июля 2019 г.;
е) проведения обязательного общественного обсуждения закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или
муниципальных нужд, в случае если начальная (минимальная) цена
контракта составляет соответственно 50 млн. рублей и 5 млн. рублей.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до
1 февраля 2019 г.;
ж) установления запрета на привлечение к исполнению
государственных и муниципальных контрактов субподрядчиков
(соисполнителей) из числа юридических лиц, подконтрольных
руководителю заказчика, его заместителю, члену комиссии по
осуществлению закупок, руководителю контрактной службы заказчика,
контрактному управляющему, а также их супругам, близким
родственникам и свойственникам. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 сентября 2019 г.;
з) установления запрета на осуществление закупок у поставщиков
(подрядчиков, исполнителей), учредители (участники) и (или)
контролирующие лица которых зарегистрированы в оффшорных зонах.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до
1 декабря 2018 г.;
и) наделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации
полномочиями по ведению реестра юридических лиц, привлеченных к
административной ответственности в соответствии со статьей 19.28
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а
также по определению сведений, подлежащих включению в названный
реестр, и порядка их размещения в единой информационной системе в
сфере закупок. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 декабря 2018 г.;
к) обеспечения условий для своевременного выявления заказчиком
обстоятельств, свидетельствующих о возможности возникновения
конфликта интересов, в том числе посредством межведомственного
информационного взаимодействия. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 июля 2019 г.;
л) установления обязанности заказчиков обосновывать начальные
(максимальные) цены договоров при осуществлении закупок в
соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц». Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 марта 2019 г.;
м) установления административной ответственности:
юридического лица, его должностных лиц — за осуществление
закупки с нарушением требований, предусмотренных пунктами 7-1 и 9
части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее —
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд»);
юридического лица — за предоставление заведомо ложных сведений
о непривлечении его в течение двух лет до момента подачи заявки на
участие в закупке к административной ответственности за совершение
административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 марта 2020 г.;
н) усиления контроля за деятельностью должностных лиц
заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных или муниципальных нужд в целях
исключения необоснованного применения к поставщикам (подрядчикам,
исполнителям) неустоек (штрафов, пеней) и за привлечением этих
должностных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до
1 апреля 2019 г.
16. Министерству труда и социальной защиты Российской
Федерации с участием заинтересованных федеральных государственных
органов разработать методические рекомендации:
а) по проведению в федеральных государственных органах,
органах государственной власти субъектов Российской Федерации,
органах местного самоуправления, государственных внебюджетных
фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с
федеральными законами «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц», работы, направленной на выявление личной
заинтересованности государственных и муниципальных служащих,
работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или
может привести к конфликту интересов. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 апреля 2019 г.;
б) по выявлению и минимизации коррупционных рисков при
осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных или муниципальных нужд. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 апреля 2020 г.

IV. Совершенствование порядка осуществления контроля за
расходами и механизма обращения в доход Российской
Федерации имущества, в отношении которого не представлено
сведений, подтверждающих его приобретение на законные
доходы. Обеспечение полноты и прозрачности представляемых
сведений о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера

17. Правительству Российской Федерации:
а) с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и
Верховного Суда Российской Федерации рассмотреть вопрос и
подготовить предложения о расширении видов имущества, подлежащего
обращению в доход Российской Федерации (включая денежные средства и
иные ценности, предметы роскоши), если в отношении такого имущества
не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на
законные доходы. Доклад о результатах исполнения настоящего
подпункта представить до 1 февраля 2019 г.;
б) с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации
подготовить на основе практики применения законодательства
Российской Федерации о противодействии коррупции предложения по
совершенствованию порядка осуществления контроля за расходами,
предусмотренного Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ
«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих
государственные должности, и иных лиц их доходам». Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 апреля
2020 г.;
в) с участием Администрации Президента Российской Федерации,
Верховного Суда Российской Федерации и высших должностных лиц
(руководителей высших исполнительных органов государственной
власти) субъектов Российской Федерации обеспечить введение с
1 января 2019 г. требования об использовании специального
программного обеспечения «Справки БК» всеми лицами, претендующими
на замещение должностей или замещающими должности, осуществление
полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять
сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера своих супругов и
несовершеннолетних детей, при заполнении справок о доходах,
расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до
1 февраля 2019 г.;
г) с участием Администрации Президента Российской Федерации
рассмотреть вопрос и подготовить предложения о целесообразности
корректировки объема сведений о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, представляемых в
соответствии с законодательством Российской Федерации, а также об
оптимизации правил хранения (приобщения к личному делу) указанных
сведений. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 декабря 2018 г.;
д) с участием Счетной палаты Российской Федерации и
Центрального банка Российской Федерации подготовить предложения о
введении единой формы представления кредитными организациями
гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой
для заполнения справок о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 октября 2018 г.;
е) с участием Центрального банка Российской Федерации
подготовить предложения по совершенствованию порядка представления
информации кредитными организациями в органы государственной власти
субъектов Российской Федерации по их запросам при осуществлении ими
проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении
соответствующих категорий лиц. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 мая 2019 г.
18. Генеральной прокуратуре Российской Федерации с участием
Администрации Президента Российской Федерации и Верховного Суда
Российской Федерации подготовить проект федерального закона,
предусматривающего установление контроля за расходами лиц,
подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений
коррупционной направленности, и последующее обращение в доход
Российской Федерации имущества, обнаруженного при расследовании
таких преступлений.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить
до 1 ноября 2018 г.
19. Федеральной службе охраны Российской Федерации с участием
Администрации Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и иных заинтересованных федеральных
государственных органов рассмотреть вопрос о возможности создания и
внедрения в Администрации Президента Российской Федерации, иных
федеральных государственных органах, органах государственной власти
субъектов Российской Федерации информационной системы,
соответствующей требованиям информационной безопасности и
сформированной на основе информационной системы в области
противодействия коррупции, эксплуатируемой в Администрации
Президента Российской Федерации, для осуществления информационного
взаимодействия указанных органов в целях противодействия коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить
до 1 октября 2018 г.

V. Повышение эффективности просветительских,
образовательных и иных мероприятий, направленных на
формирование антикоррупционного поведения государственных
и муниципальных служащих, популяризацию в обществе
антикоррупционных стандартов и развитие общественного
правосознания

20. Правительству Российской Федерации:
а) подготовить предложения о внесении в законодательство
Российской Федерации изменений, предусматривающих утверждение
типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам
противодействия коррупции. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 октября 2018 г.;
б) обеспечить проведение ежегодного повышения квалификации
федеральных государственных служащих, в должностные обязанности
которых входит участие в противодействии коррупции (не менее 1000
человек в год). Доклад о результатах исполнения настоящего
подпункта представлять ежегодно, до 1 апреля. Итоговый доклад
представить до 1 декабря 2020 г.;
в) обеспечить включение в федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования, среднего
профессионального и высшего образования положений,
предусматривающих формирование у обучающихся компетенции,
позволяющей выработать нетерпимое отношение к коррупционному
поведению, а в профессиональной деятельности — содействовать
пресечению такого поведения. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 июля 2019 г.;
г) обеспечить утверждение и реализацию программы по
антикоррупционному просвещению обучающихся на 2018 — 2019 годы.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до
1 марта 2020 г.;
д) реализовать комплекс мероприятий, направленных на
качественное повышение эффективности деятельности пресс-служб
федеральных государственных органов, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по
информированию общественности о результатах работы соответствующих
органов, подразделений и должностных лиц по профилактике
коррупционных и иных нарушений. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 мая 2019 г.;
е) подготовить предложения по совершенствованию взаимодействия
федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, осуществляющих противодействие коррупции в пределах
своих полномочий, с субъектами общественного контроля. Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представить до
1 февраля 2019 г.
21. Правительству Российской Федерации с участием Генеральной
прокуратуры Российской Федерации организовать проведение научных
междисциплинарных исследований, по результатам которых подготовить
предложения, направленные на совершенствование мер по
противодействию коррупции в части, касающейся:
а) выявления личной заинтересованности (в том числе скрытой
аффилированности), которая может привести к конфликту интересов, и
повышения эффективности мер по предотвращению и (или)
урегулированию конфликта интересов;
б) повышения эффективности противодействия коррупции в сфере
бизнеса;
в) повышения эффективности противодействия коррупции в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или
муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц;
г) совершенствования порядка осуществления контроля за
расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации
имущества, в отношении которого не представлено сведений,
подтверждающих его приобретение на законные доходы;
д) использования современных технологий в работе по
противодействию коррупции;
е) унификации форм статистической отчетности о результатах
реализации мер по противодействию коррупции в федеральных
государственных органах, органах государственной власти субъектов
Российской Федерации, органах местного самоуправления и
организациях;
ж) разработки комплекса просветительских мероприятий,
направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к
коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности
антикоррупционного просвещения.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить
до 1 октября 2020 г.
22. Правительству Российской Федерации с участием Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской
Федерации, заинтересованных федеральных государственных органов,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
организаций обеспечить проведение научно-практических конференций
и иных мероприятий по вопросам реализации государственной политики
в области противодействия коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 марта.
23. Правительству Российской Федерации с участием
Администрации Президента Российской Федерации подготовить
предложения по созданию механизма предоставления грантов
организациям, которые показали наиболее значимые результаты в
антикоррупционном просвещении граждан, популяризации
антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия
коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить
до 1 октября 2018 г.
24. Руководителю Администрации Президента Российской
Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по противодействию коррупции, обеспечивать проведение
ежегодных семинаров-совещаний по актуальным вопросам применения
законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции с
руководителями подразделений федеральных государственных органов и
органов субъектов Российской Федерации по профилактике
коррупционных и иных правонарушений.
25. Министерству юстиции Российской Федерации с участием
Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства
внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы
безопасности Российской Федерации и Федеральной службы по
финансовому мониторингу провести мониторинг деятельности
некоммерческих организаций, уставами которых предусмотрено участие
в противодействии коррупции, и проанализировать соответствие их
деятельности заявленным целям.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить
до 1 апреля 2019 г.
26. Министерству культуры Российской Федерации с участием
заинтересованных федеральных государственных органов и организаций
разработать комплекс мер, направленных на привлечение наиболее
компетентных специалистов в области рекламы, средств массовой
информации и общественных связей для качественного повышения
эффективности социальной рекламы, способствующей формированию в
обществе неприятия всех форм коррупции, а также на поиск форм и
методов воздействия на различные слои населения в целях
формирования негативного отношения к данному явлению.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить
до 1 декабря 2018 г.
27. Руководителям федеральных государственных органов
обеспечить обучение федеральных государственных служащих, впервые
поступивших на государственную службу для замещения должностей,
включенных в перечни должностей, установленные нормативными
правовыми актами Российской Федерации, по образовательным
программам в области противодействия коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить
до 1 ноября 2020 г.
28. Председателю Центрального банка Российской Федерации,
руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда
социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда
обязательного медицинского страхования, государственных корпораций
(компаний), публично-правовых компаний и организаций, созданных для
выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными
органами, обеспечить:
а) ежегодное повышение квалификации лиц, в должностные
обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представлять
ежегодно, до 1 апреля. Итоговый доклад представить до 1 декабря
2020 г.;
б) обучение лиц, впервые принятых на работу в указанные
организации для замещения должностей, включенных в перечни
должностей, установленные такими организациями, по образовательным
программам в области противодействия коррупции. Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября
2020 г.
29. Высшим должностным лицам (руководителям высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской
Федерации обеспечить:
а) ежегодное повышение квалификации государственных
гражданских служащих субъектов Российской Федерации, в должностные
обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представлять
ежегодно, до 1 апреля. Итоговый доклад представить до 1 декабря
2020 г.;
б) обучение государственных гражданских служащих субъектов
Российской Федерации, впервые поступивших на государственную службу
субъектов Российской Федерации для замещения должностей, включенных
в перечни должностей, установленные нормативными правовыми актами
Российской Федерации, по образовательным программам в области
противодействия коррупции. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 ноября 2020 г.
30. Рекомендовать руководителям органов местного
самоуправления и главам муниципальных образований обеспечить:
а) ежегодное повышение квалификации муниципальных служащих, в
должностные обязанности которых входит участие в противодействии
коррупции. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представлять ежегодно, до 1 апреля. Итоговый доклад представить до
1 декабря 2020 г.;
б) обучение муниципальных служащих, впервые поступивших на
муниципальную службу для замещения должностей, включенных в
перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской
Федерации, по образовательным программам в области противодействия
коррупции. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 ноября 2020 г.
31. Рекомендовать федеральному государственному
научно-исследовательскому учреждению «Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской
Федерации»:
а) организовать ежегодное проведение Евразийского
антикоррупционного форума. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 ноября 2020 г.;
б) с участием заинтересованных образовательных и научных
организаций подготовить предложения о комплексной организации
рецензирования подготовленных к изданию научных, учебных и
методических работ по вопросам противодействия коррупции для
использования их в системе высшего и дополнительного
профессионального образования. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 апреля 2019 г.

VI. Совершенствование мер по противодействию коррупции
в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов
предпринимательской деятельности от злоупотреблений
служебным положением со стороны должностных лиц

32. Правительству Российской Федерации с участием Генеральной
прокуратуры Российской Федерации:
а) разработать механизм, позволяющий государственным и
муниципальным заказчикам получать в автоматизированном режиме
сведения о юридических лицах, привлеченных к административной
ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 февраля 2019 г.;
б) рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка и механизма
привлечения иностранных юридических лиц, осуществляющих
деятельность на территории Российской Федерации, к административной
ответственности за нарушение требований законодательства Российской
Федерации о противодействии коррупции независимо от места
совершения коррупционного правонарушения. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 марта 2019 г.
33. Правительству Российской Федерации с участием
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и общероссийских
общественных организаций «Российский союз промышленников и
предпринимателей» и «ОПОРА России» подготовить предложения,
направленные на стимулирование участия организаций в
противодействии коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить
до 1 мая 2019 г.
34. Правительству Российской Федерации с участием
представителей соответствующих объединений субъектов
предпринимательской деятельности рассмотреть вопросы о механизмах и
условиях введения в организациях антикоррупционных стандартов и об
их применении, в частности при установлении деловых отношений с
контрагентами; в отдельных сферах хозяйственной деятельности,
подверженных коррупционным рискам или имеющих стратегическое
значение для государства; при участии в закупках товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить
до 1 октября 2019 г.
35. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
а) с участием Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных
приставов подготовить предложения по предотвращению злоупотреблений
служебным положением со стороны должностных лиц правоохранительных
и контрольных органов и необоснованного проведения
оперативно-разыскных мероприятий, а также применения мер
процессуального принуждения, препятствующих осуществлению
хозяйственной деятельности организаций. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября 2019 г.;
б) с участием Следственного комитета Российской Федерации,
Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной
службы безопасности Российской Федерации проанализировать практику
применения меры пресечения в виде заключения под стражу при
расследовании преступлений в сфере экономической деятельности, в
том числе обоснованность применения указанной меры пресечения, и в
случае необходимости подготовить предложения, направленные на
сокращение ее применения к лицам, подозреваемым в совершении таких
преступлений. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 сентября 2019 г.
36. Рекомендовать Торгово-промышленной палате Российской
Федерации:
а) продолжить проведение ежегодного независимого исследования
в целях выявления отношения предпринимательского сообщества к
коррупции и оценки его представителями государственной политики в
области противодействия коррупции («бизнес-барометр коррупции»).
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представлять
ежегодно, до 1 февраля;
б) с участием общероссийских общественных организаций
«Российский союз промышленников и предпринимателей» и «ОПОРА
России», иных заинтересованных организаций и с привлечением
представителей федеральных государственных органов, осуществляющих
реализацию государственной политики в области противодействия
коррупции, научно-исследовательских и образовательных организаций,
объединений субъектов предпринимательской деятельности,
коммерческих организаций, государственных корпораций (компаний) и
организаций, участвующих в осуществлении международного
сотрудничества в области противодействия коррупции, обеспечить
проведение ежегодных всероссийских акций, направленных на внедрение
в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего
контроля, этических норм и процедур комплаенса. Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно,
до 15 декабря.

VII. Систематизация и актуализация нормативно-правовой базы
по вопросам противодействия коррупции. Устранение пробелов
и противоречий в правовом регулировании
в области противодействия коррупции

37. Правительству Российской Федерации:
а) с участием Верховного Суда Российской Федерации,
Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного
комитета Российской Федерации подготовить проект федерального
закона, предусматривающего включение лиц, выполняющих
организационно-распорядительные или административно-хозяйственные
функции в хозяйственных обществах, долями в уставном капитале
которых прямо или косвенно (через одно или несколько юридических
лиц) владеет Российская Федерация или субъект Российской Федерации,
в перечень должностных лиц, предусмотренный примечаниями к статье
285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября 2018 г.;
б) с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации
проанализировать практику реализации положений статьи 59-2
Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации». Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 октября 2019 г.;
в) с участием Администрации Президента Российской Федерации,
Генеральной прокуратуры Российской Федерации и иных
заинтересованных федеральных государственных органов подготовить
предложения по систематизации законодательства Российской Федерации
о противодействии коррупции (в том числе проекты соответствующих
нормативных правовых актов). Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 декабря 2019 г.
38. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации до
1 апреля 2019 г. подготовить обзоры судебной практики по уголовным
делам, в ходе которых рассматриваются ходатайства следователей
следственных органов о наложении ареста на имущество по основаниям,
предусмотренным частью 1 статьи 115 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации, в том числе при отсутствии
заявленного гражданского иска.
39. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
а) с участием Верховного Суда Российской Федерации,
Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы
безопасности Российской Федерации и Следственного комитета
Российской Федерации подготовить предложения по совершенствованию
Уголовного кодекса Российской Федерации в части, касающейся
установления дополнительных квалифицирующих признаков мелкого
взяточничества. Доклад о результатах исполнения настоящего
подпункта представить до 1 марта 2019 г.;
б) с участием федерального государственного
научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»
рассмотреть вопросы о возможности привлечения заинтересованных
научных организаций и образовательных организаций высшего
образования к участию в проведении антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, а также о стимулировании такого участия. Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представить до
1 августа 2019 г.

VIII. Повышение эффективности международного сотрудничества
Российской Федерации в области противодействия коррупции.
Укрепление международного авторитета России

40. Генеральной прокуратуре Российской Федерации с участием
Администрации Президента Российской Федерации, Министерства
иностранных дел Российской Федерации и иных федеральных
государственных органов обеспечить практически значимое участие
Российской Федерации в деятельности Группы государств против
коррупции и функционировании обзорного механизма Конвенции ООН
против коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля.
41. Министерству иностранных дел Российской Федерации с
участием заинтересованных федеральных государственных органов
обеспечить эффективное участие Российской Федерации в международных
антикоррупционных мероприятиях, в том числе в деятельности рабочей
группы АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности,
рабочей группы по противодействию коррупции «Группы двадцати»,
рабочей группы по противодействию коррупции государств — участников
БРИКС, а также в деятельности Международной антикоррупционной
академии.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля.
42. Министерству юстиции Российской Федерации с участием
Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства
экономического развития Российской Федерации и иных
заинтересованных федеральных государственных органов обеспечить
результативное участие Российской Федерации в деятельности рабочей
группы Организации экономического сотрудничества и развития по
борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении
международных коммерческих сделок.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля.
43. Федеральной службе по финансовому мониторингу с участием
заинтересованных федеральных государственных органов обеспечить
активное и практически значимое участие Российской Федерации в
деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием
денег и Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт»,
направленное на реализацию российских инициатив по противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в
связи с совершением преступлений коррупционной направленности.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля.